ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Быстрое разворачивание ИТ-сервисов для противодействия распространению коронавирусной инфекции

Актуальность

В 2018 году в Республике Саха (Якутия) был реализован проект «Парк высоких технологий «ИТ Парк» в рамках государственной программы инновационного и цифрового развития.

Цель проекта:

формирование научно-производственного комплекса в сфере высоких технологий, ядра инновационного сектора экономики республики. Проект стал площадкой-акселератором для ИТ-компаний, которые работают на региональном, федеральном и международном рынках.
В 2020 году в связи с распространением в стране коронавирусной инфекции COVID-19 Правительство Р Ф ввело ряд ограничительных мер для граждан и бизнеса. В Республике Саха (Якутия) была поставлена задача развернуть ряд региональных ИТ-сервисов в сроки, которые были существенно меньше, чем указано в традиционных регламентах ИТ-разработки в государственном секторе.
Взаимодействие ИТ-компаний с руководством региона позволило развернуть сервисы контроля, информирования граждан, получения медицинской и иных видов помощи в срок. Финансирование разработок осуществлялось за счет перераспределения и корректировки приоритетов бюджета.

Что было сделано?

Разработчик: ООО «Смарт Юнит»
Цикл разработки: одна неделя
На портале для граждан доступны:
Оперативная информация о COVID-19
В режиме реального времени публикуется оперативная информация и карта распространения болезни с указанием домов, где проживают самоизолированные граждане и откуда доставлены больные коронавирусом.
Специальный раздел «О коронавирусе»
В разделе собраны подробные сведения о вирусе и способах заражения, основные и редкие признаки болезни, руководство к действию при их обнаружении.
Проверка фейковой информации
В разделе «Антифейк» можно проверить любую новость, полученную через мессенджеры, отправив ее администратору сайта.
Достоверные новости
Регулярно обновляется информация о распространении болезни, профилактике заражения и мерах поддержки для населения.
Полезные ссылки на онлайн-сервисы
Предусмотрены интерактивные ссылки на онлайн-сервисы, которые могут быть полезны в режиме самоизоляции. Можно получить медицинскую и психологическую помощь, узнать о возможностях онлайн-образования, заказать продукты и непищевые товары с доставкой на дом.
Рекомендации для граждан, информация о мерах поддержки
В рубрике «Что предпринять» даны рекомендации для граждан, конкретно для пожилых людей и волонтеров, указаны меры поддержки для предприятий, работодателей и работников.
Чат-бот для взаимодействия с гражданами
Через чат-бот «OneClickYakutia» граждане могут задать вопросы о COVID-19, вызвать волонтера, позвонить на горячую линию по единому номеру 112.
2
Цифровые пропуска
Сервис заказа цифрового пропуска для жителей Якутии:
Разработчик: ИП Ильин Иван Степанович
Цикл разработки: две недели
География реализации: город Алдан

Для ограничения перемещений граждан был разработан сервис заказа цифрового пропуска. Заявитель регистрируется на сайте по номеру мобильного телефона, заполняет анкету:

  • ФИО;
  • государственный номер автомобиля;
  • место работы;
  • время начала и окончания работы.
Решение о выдаче и срок действия пропуска определяется администрацией района. При положительном решении о выдаче на мобильный номер приходит QR-код для поездок по городу. Пропуск необходимо предъявить на мобильном устройстве или в распечатанном виде по требованию сотрудников ГИБДД.
По состоянию на 22.04.2020 через сервис запрошено 1283 пропуска.
3
Сервисы компаний-резидентов технопарка «Якутия»
Компании-резиденты технопарка «Якутия» запустили ряд сервисов, которые позволяют ускорить перевод различных видов взаимодействия в цифровой вид, помогают гражданам и бизнесу в период самоизоляции и удаленной работы (таблицы 1−3).
Таблица 1
Поддержка медицины
Таблица 2
Поддержка бизнеса в режиме изоляции
Таблица 3
Поддержка бизнеса в режиме изоляции

Выводы

  1. Доверие, взаимопонимание и взаимодействие между руководством республики, министерством инноваций, цифрового развития и ИТ-компаниями позволили оперативно определить потребность, регламенты работы сервисов и вывести их в продуктивную эксплуатацию. Региональный инновационный кластер, созданный при поддержке руководства республики, показал себя как лучшая практика.

  2. Обстоятельства режима изоляции стали движущей силой для внедрения цифрового взаимодействия государства, ИТ-компаний и граждан.