Быстрое разворачивание ИТ-сервисов для противодействия распространению коронавирусной инфекции
Актуальность
В 2018 году в Республике Саха (Якутия) был реализован проект «Парк высоких технологий «ИТ Парк» в рамках государственной программы инновационного и цифрового развития.
Цель проекта:
формирование научно-производственного комплекса в сфере высоких технологий, ядра инновационного сектора экономики республики. Проект стал площадкой-акселератором для ИТ-компаний, которые работают на региональном, федеральном и международном рынках.
В 2020 году в связи с распространением в стране коронавирусной инфекции COVID-19 Правительство Р Ф ввело ряд ограничительных мер для граждан и бизнеса. В Республике Саха (Якутия) была поставлена задача развернуть ряд региональных ИТ-сервисов в сроки, которые были существенно меньше, чем указано в традиционных регламентах ИТ-разработки в государственном секторе.
Взаимодействие ИТ-компаний с руководством региона позволило развернуть сервисы контроля, информирования граждан, получения медицинской и иных видов помощи в срок. Финансирование разработок осуществлялось за счет перераспределения и корректировки приоритетов бюджета.
Разработчик: ООО «Смарт Юнит» Цикл разработки: одна неделя
На портале для граждан доступны:
Оперативная информация о COVID-19
В режиме реального времени публикуется оперативная информация и карта распространения болезни с указанием домов, где проживают самоизолированные граждане и откуда доставлены больные коронавирусом.
Специальный раздел «О коронавирусе»
В разделе собраны подробные сведения о вирусе и способах заражения, основные и редкие признаки болезни, руководство к действию при их обнаружении.
Проверка фейковой информации
В разделе «Антифейк» можно проверить любую новость, полученную через мессенджеры, отправив ее администратору сайта.
Достоверные новости
Регулярно обновляется информация о распространении болезни, профилактике заражения и мерах поддержки для населения.
Полезные ссылки на онлайн-сервисы
Предусмотрены интерактивные ссылки на онлайн-сервисы, которые могут быть полезны в режиме самоизоляции. Можно получить медицинскую и психологическую помощь, узнать о возможностях онлайн-образования, заказать продукты и непищевые товары с доставкой на дом.
Рекомендации для граждан, информация о мерах поддержки
В рубрике «Что предпринять» даны рекомендации для граждан, конкретно для пожилых людей и волонтеров, указаны меры поддержки для предприятий, работодателей и работников.
Чат-бот для взаимодействия с гражданами
Через чат-бот «OneClickYakutia» граждане могут задать вопросы о COVID-19, вызвать волонтера, позвонить на горячую линию по единому номеру 112.
Для ограничения перемещений граждан был разработан сервис заказа цифрового пропуска. Заявитель регистрируется на сайте по номеру мобильного телефона, заполняет анкету:
ФИО;
государственный номер автомобиля;
место работы;
время начала и окончания работы.
Решение о выдаче и срок действия пропуска определяется администрацией района. При положительном решении о выдаче на мобильный номер приходит QR-код для поездок по городу. Пропуск необходимо предъявить на мобильном устройстве или в распечатанном виде по требованию сотрудников ГИБДД.
По состоянию на 22.04.2020 через сервис запрошено 1283 пропуска.
3
Сервисы компаний-резидентов технопарка «Якутия»
Компании-резиденты технопарка «Якутия» запустили ряд сервисов, которые позволяют ускорить перевод различных видов взаимодействия в цифровой вид, помогают гражданам и бизнесу в период самоизоляции и удаленной работы (таблицы 1−3).
Таблица 1 Поддержка медицины
Мера;Компания, описание меры
Производство дезинфицирующего средства;ООО «Бигэ». 2,5 т концентрата и более 10 т жидкого средства на основе гипохлорида натрия для жителей Якутска (совместно с администрацией МО город Якутск, министерства ЖКХ республики, АО «Водоканал», ГО ЧС при содействии министерства предпринимательства республики)
Сервис по продаже масок maski14.ru;ООО «Квантум». Cервис представляет собой площадку, на которой размещаются предложения по продаже масок. Услуга бесплатна как для продавцов, так и покупателей.
Производство и продажа антисептического средства;ООО «Арктик Хемистри». Производство и продажа антисептического средства на основе гипохлорида натрия. Оперативная оптовая доставка в улусы республики
Разработка и производство устройств для ультрафиолетовой стерилизации;ООО «Джера Ай». Проект Jera UV направлен на разработку, производство и реализацию универсальных ультрафиолетовых стерилизаторов, предназначенных для первичной санитарной обработки поверхностей таких вещей, как смартфоны, ключи, карты, деньги, маски. Дизайн устройства позволяет производить санацию поверхностей вне зависимости от модели и типа смартфона, количества и размера ключей и карт в бытовых условиях.
Автоматизированная диагностика коронавирусной пневмонии с помощью технологии машинного обучения;ООО «Сайберия». Разработка компании работает по принципу «второе мнение» и может помочь врачам выявить коронавирусную пневмонию на ранних стадиях. Созданные командой алгоритмы на основе технологий машинного обучения позволяют анализировать данные компьютерной томографии и автоматизировать процесс диагностики с высокой точностью. Программа позволяет автоматизировать процесс принятия решения по сортировке пациентов с коронавирусной пневмонией от других на основе снимков компьютерной томографии. Точность распознавания — 95%. Чувствительность к COVID-19 — 87%. Специфичность выделения случаев без COVID-19 — 97%. <br>Программа безвозмездно передана и уже используется для диагностики в «Якутской республиканской клинической больнице», «Якутской городской больнице №3», «Хангаласской центральной районной больнице».
Производство защитных масок Stalker V.3 для защиты врачей от прямого попадания брызг и твердых частиц;Международный центр развития перспективных компетенций FutureSkills:NEFU (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Маска состоит из пластиковой оправы (3D-печать) и прозрачной пленки, выполненной в виде щитка. В качестве пленки маски используется любой прозрачный, гибкий пластик с размерами не менее 195 мм по длине и 185 мм по ширине. Рекомендуется применение заготовки для ламинирования формата А4 либо А3 с толщиной не менее 175 мкм. После ламинирования материал приобретает свойства, аналогичные поликарбонату. Материал можно найти в любом канцелярском магазине.<br>Прототипы защитной маски переданы врачам бесплатно
Таблица 2 Поддержка бизнеса в режиме изоляции
Мера;Компания, описание меры
Сервис курьерских доставок;ООО «Гого технолоджис». Более 85 курьеров, бесконтактная оплата и доставка. Экономит бюджет предпринимателей на содержание штатных курьеров, помогает ускорить процесс доставки. Приложение доступно на AppStore и GooglePlay
Акция на разработку интернет-магазина;ООО «Смарт юнит». Акция на разработку интернет-магазина за 35 000 руб. под ключ
Разработка интернет-магазинов и сайтов;ИП Корнилова Алена Константиновна. Образовательная платформа «Пора роста» — удобный сервис для организации дистанционного образования, позволяющий собрать онлайн-урок из заранее записанных видео-уроков или из приложенных файлов, провести тестирование обучающихся, по итогам урока выдать учащимся задание, ответ на которое они могут написать в виде текста и приложить как файл
Бесплатное место в облачном хранилище;ООО «Блокчейн системы». Бесплатное место в облачном хранилище на время эпидемии коронавируса
Таблица 3 Поддержка бизнеса в режиме изоляции
Мера;Компания, описание меры
Онлайн торговый центр openbig.ru;ООО «Опенбиг». Покупка и оплата товаров через сайт. Бесконтактная доставка
Локальный маркетплейс PriceBOX;ООО «Прайсбокс». Единый сервис доставки товаров из магазинов города. Мобильное приложение на iOS и Android работает в 36 городах. Бесконтактная доставка. Обрабатывается не менее 200–250 заказов в день
Интернет-сервис для конференций и образования BoontarLive;Интернет-сервис для конференций и образования BoontarLive ООО «Бунтар». Стриминговая видеоплатформа для продажи товаров или услуг подходит для видеоконференций, реализует региональный компонент образовательных программ для школьников и учреждений среднего профессионального образования. Приложение доступно на AppStore и GooglePlay
Мобильное приложение «Медсеть» (онлайн-чат по COVID-19);ООО ЦЗИ «Север». Приложение позволяет вызвать врача на дом, получить медицинские консультации, в отдельном чате задать вопросы на тему COVID-19. Приложение доступно на PlayMarket и AppStore.<br>С 23 марта по 23 апреля в «Медсеть» поступило:<br>• 2155 заявок на вызов на дом<br>• более 1000 заявок в онлайн-чат (в том числе более 400 на горячую линию по коронавирусу)
Мобильное приложение для поиска услуг;ООО «ДжобДжоб». Сервис служит платформой для взаимопомощи, включая поиск курьеров
Выводы
Доверие, взаимопонимание и взаимодействие между руководством республики, министерством инноваций, цифрового развития и ИТ-компаниями позволили оперативно определить потребность, регламенты работы сервисов и вывести их в продуктивную эксплуатацию. Региональный инновационный кластер, созданный при поддержке руководства республики, показал себя как лучшая практика.
Обстоятельства режима изоляции стали движущей силой для внедрения цифрового взаимодействия государства, ИТ-компаний и граждан.